Роль семьи в выборе профессии(статья, автор Р.А. Безбородко) Необходимость грамотного участия родителей в формировании профессионального плана подростка переоценить трудно. В 15-16 – летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. <...> Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей: 1. Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей. Очевидно, что ошибки могут совершать только те родители, которые занимают 1 или 2 позиции, то есть так или иначе принимают участие в формировании профплана ребенка. Мы отметим наиболее типичные ошибки. 1. Предложение не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают. Эта ошибка достаточно легко поддается коррекции в процессе интерпретации результатов тестирования. Самые адекватные советы родителей оказываются невоспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком. В данном контексте мы рассматриваем только конфликтные ситуации, которые вызваны неправильным поведением родителей. 1. Часто родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый – ребенок», продолжают привычную линию поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное, то есть родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, - у ребенка могут возникнуть проблемы. Родители жалуются консультанту на вдруг возникшее плохое поведение, грубость, лживость, непослушание. Психолог объясняет родителям причины этой защитно-протестной реакции и необходимость выстраивания новых отношений, основанных на взаимоуважении и взаимодоверии. Пример. Мария С., 11 класс. Профессиональный план отсутствует. Два года назад в Центре проориентации побывала двоюродная сестра, ей помогли выбрать профессию, она учится в Университете, довольна. Родители не одобрили намерение Марии обратиться в Центр, поэтому Мария пришла одна. Девочка сообщила, что, несмотря на ее решительные протесты, родители настаивают на поступлении в Политехнический университет на радиофизический факультет. Мария готова отстаивать собственное несогласие вплоть до ухода из дома. В то же время она понимает, что самостоятельно выбрать профессию не может и надеется, что в Центре ей помогут. Запрос: хочет работу интересную, связанную с общением, не однообразную и «не сидячую». Девочка учится в общеобразовательной школе, успеваемость – «4» по всем предметам. Любимый предмет – английский язык, но и по нему «4». Уроки делает за 2 – 3 часа. Любит ходить в гости и организовывать праздничные программы. Результаты тестирования выявили высокий интеллект, холерический темперамент, направленность «человек-человек», умеренно выраженные гуманитарные интересы при резко отрицательном отношении к математике и физике, социальный и предпринимательский типы личности. В качестве проективных методик были использованы рисуночные тесты «Несуществующее животное» и «Моя семья». (Мария задала типичный для такой ситуации вопрос «А себя тоже рисовать?»). Интерпретация результатов: сниженная самооценка, тревога, чувство непринятости в семье, чувствительность к критике, стремление к независимости. Поскольку данная статья предполагает описание работы с родителями, мы опускаем описание работы с девочкой. Отметим, что Марии было предложено: * прийти на повторную консультацию; На повторную консультацию с девочкой пришли родители. Мария выглядела более уверенно, сказала, что ей удалось сформировать профплан («Менеджмент санаторно-курортного дела», Университет сервиса и экономики) и, как она считает, аргументировано объяснить родителям свое решение. Позиция родителей не изменилась, но то, что они пришли в Центр, Мария считает большим успехом. Профплан был одобрен, на этом консультация подростка завершилась, и началась работа с родителями, уже без участия Марии. Родители – с высшим техническим образованием, работают по специальности. В полном соответствии с рисунком Марии: выраженно доминантный, авторитарный отец и покорно-подчиненная мать. В семье двое детей – Мария и младший сын. Отец требует от детей полного послушания, не делая разницы между 16-ти летней дочерью и 12-летним сыном. Считает, что образование обязательно должно быть высшим техническим, аргументировать свое мнение не может. Мать в душе сочувствует дочери, но идти на обострение ситуации не хочет, предлагает компромисс: дочь закончит Политехнический университет, а потом может получить второе высшее образование. Уточняющие вопросы помогли понять некоторые причины такого поведения отца. Одна из них – типичное «холерическое» упрямство (холерический темперамент можно предположить по живым реакциям на некоторые реплики жены и по манере отвечать на вопрос, не дослушав его до конца). Другая причина заключается в его стремлении сохранить традиции семьи его родителей, где слово отца было законом. В процессе беседы агрессивность главы семьи стала снижаться. Оказалось, что вначале он «просто посоветовал» дочери получить инженерную специальность, но она возразила в недопустимой, с его точки зрения, форме в присутствии младшего брата. Авторитет отца оказался под угрозой, и спасти его можно было только привычным способом: «Я сказал!». В ходе коррекции особый акцент был сделан на психологическом сходстве отца и дочери. Импульсивность, упрямство, непоседливость – холерические особенности характера Марии – именно потому так раздражают отца, что являются отражением его собственного характера. Размышления психолога в форме риторического вопроса: если у взрослого не хватает силы воли для изменения своего характера, справедливо ли требовать этого от ребенка? – были внимательно выслушаны, возражений не было. Родители приняли к сведению объяснения психолога: девочка крайне болезненно реагирует на пренебрежение ее мнением. Она чувствует себя не членом семьи, а объектом манипуляции: в процессе учебы ее дважды переводили в другую школу, не объясняя причин; запретили дружить с девочкой, которая не понравилась отцу; заставили заниматься музыкой, но не разрешили посещать бассейн и т.д. Слова психолога вызвали позитивные переживания. Отец посочувствовал дочери, с удивлением отметил, что дочь, все-таки, не совсем такая же, как он: у него, как ему кажется, никогда не возникало мысли, что родители могут ошибаться. По поводу выбора профессии отец полностью согласился с тем, что Мария – «не технарь» и, если она сознательно выбрала себе профессию менеджера, родители возражать не будут. В конце беседы отец выразил желание привести в Центр младшего сына, следовательно, эту консультацию можно считать продуктивной. |
|
http://spb-vector.narod.ru/rodit1.html |
© Domovenok41 |